В скором времени осужденных в украинских тюрьмах может стать намного меньше. Нет, не потому, что сократится количество преступлений. Просто часть преступников переведут на так называемый электронный мониторинг — проще говоря, вместо реального срока их обяжут надеть электронный браслет. (На сегодняшний день электронный мониторинг применяется только в отношении подследственных. Например, электронный браслет обязали носить фигуранта секс-скандала с Варченко — блогера Александра Барабошко, которого 4 декабря выпустили из Лукьяновского СИЗО под залог в 3 миллиона гривен.)

Об электронном мониторинге вместо реального тюремного срока в интервью «ФАКТАМ» рассказал заместитель министра юстиции Денис Чернышов.

— Стоит сразу заметить, что это не произойдет уже завтра, — делает ремарку замминистра. — Мы сейчас изучаем вопрос на основе мирового опыта. Во многих странах сроки заключения заменены электронным мониторингом. Хочу успокоить ваших читателей: насильники, убийцы, лица, которые несут опасность обществу, останутся в тюрьмах. Их никто не будет выпускать из мест лишения свободы ни с одним, ни с двумя, ни даже с тремя электронными браслетами.

— Кто из осужденных удостоится права покинуть колонию с браслетом? Или вообще избежать тюрьмы?

— Есть разные виды преступлений. Если человек совершил незначительную кражу или подрался по пьяни, а до этого момента у него не было никаких правонарушений, то зачем его помещать за решетку? По решению суда таким осужденным наденут электронный браслет. Социально опасные преступники, а также те, кто может совершить повторное преступление, будут отбывать наказание в местах лишения свободы. Я считаю, что таких нельзя отпускать из-под стражи, даже если они готовы внести залог. Но в любом случае все будет решать суд.

— Кто будет определять, насколько социально опасен подозреваемый или преступник?

— Такие люди работают уже сейчас. Эти обязанности возложены на инспектора пробации. С 2018 года в украинских судах инспектор пробации выступает как дополнительная сторона в судебном процессе. Раньше были прокурор, он же государственный обвинитель, и адвокат. Теперь в ходе судебного процесса появилась еще одна немаловажная фигура. Инспектор пробации собирает о подсудимом всю необходимую информацию: как человек характеризуется в семье, среди соседей, на работе, сможет ли ресоциализироваться в обществе. Потом суду подает доклад, где изложена информация, насколько целесообразно наказание, не связанное с лишением свободы.

— В таком случае инспектор пробации становится одной из главных фигур для подсудимого. А если его попытаются подкупить, чтобы избежать лишения свободы?

— Пусть попробуют. По крайней мере, пока подобных случаев не было.

— Сейчас лица, которые выходят по УДО (условно-досрочное освобождение. — Ред.), обязаны раз в месяц отмечаться. Если они будут с электронным браслетом, такая необходимость отпадет?

— Осужденный и так все время будет как на ладони, но инспектор пробации продолжит контактировать со своим подопечным, ибо контакт очень важен. Например, нужно будет помочь ему с трудоустройством и т. д.

— Каков может быть максимальный срок ношения браслета?

— Я думаю, не больше года. Такая норма будет применяться и к получившим условные сроки и освобожденным условно-досрочно. Ну и в будущем — к лицам, которых приговорят к ношению электронного браслета без отбывания наказания в колонии.

— На днях был случай, когда для экс-главы Государственной фискальной службы Украины Мирослава Продана не нашлось электронного браслета…

— Это не большая проблема. Сегодня не составляет большого труда докупить необходимое количество браслетов.

— Если будет принять решение заменять лишение свободы ношением электронных браслетов, сколько их понадобится в Украине?

— Точную цифру назвать не могу. Тысячи.

— Дорого это обойдется государству?

— Браслеты и оборудование к ним не закупаются в большинстве стран, они арендуются у фирм-производителей. Человек вправе сам выбирать — сидеть ему в камере или дома, но с электронным браслетом за определенную плату. Например, в США аренда браслета обойдется осужденному 20 долларов в сутки. В Австрии — 22 евро. В Латвии 8 евро. Но мы понимаем, что далеко не каждый украинский осужденный сможет позволить себе платить такие суммы.

— Я никогда вживую не видел электронный браслет. Скажите, куда его надевают? На руку или на ногу?

— На ногу.

— Насколько он громоздкий?

— Как наручные часы. Носить электронный браслет физически не тяжело, а вот морально!..

— От электронного браслета действительно невозможно избавиться?

— На моей памяти был лишь один случай, когда человеку удалось освободиться от браслета. Это сделал скандально известный экс-ректор Петр Мельник в 2013 году. (Поговаривали, что бывшему ректору Национального университета государственной налоговой службы Украины Мельнику помог избавиться от браслета фокусник. — Авт.). В одиночку браслет снять невозможно. При попытке перепрограммирования сразу же сработает сигнал тревоги. Если попробовать его срезать — тоже тревога.

— Электронный браслет, наверное, может доставлять и некоторые неудобства. Например, как с ним купаться?

— Купаться можно. Современные браслеты хорошо защищены.

— Какое наказание грозит человеку, находящемуся под электронным мониторингом, если он выйдет хотя бы на метр за пределы радиуса действия браслета?

— Любой подобный случай рассматривается индивидуально. Если осужденный совершит попытку побега, его возьмут под стражу. Если же он случайно вышел на метр за пределы дозволенного расстояния, особого наказания не последует.

Перед публикацией интервью мы прочитали в социальных сетях несколько отзывов от людей, которые вынуждены были носить электронные браслеты.

«Очень неудобно для женщин, — пишет бывшая подследственная по имени Яна. — Зимой сапоги надеть либо колготки — проблема. К тому же он постоянно противно гудит».

«Я сдуру решил поиграть в футбол возле дома. Ударил по мячу и через несколько минут приехала полиция. Оказывается, что в момент удара браслет послал сигнал тревоги, как будто его хотят поломать. С футболом на время электронного мониторинга пришлось завязать. Все лучше дома сидеть, чем в камере», — написал киевлянин Николай.

Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что в камерах Лукьяновского СИЗО собираются установить телевизоры и кондиционеры.



Warning: include_once(/home/sup/sites/super-blackmask.ru/job/mainlink.php): Failed to open stream: No such file or directory in /home/sup/sites/super-blackmask.ru/wp-content/themes/newsup/single.php on line 74

Warning: include_once(): Failed opening '/home/sup/sites/super-blackmask.ru/job/mainlink.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /home/sup/sites/super-blackmask.ru/wp-content/themes/newsup/single.php on line 74

Fatal error: Uncaught Error: Class "MLClient" not found in /home/sup/sites/super-blackmask.ru/wp-content/themes/newsup/single.php:78 Stack trace: #0 /home/sup/sites/super-blackmask.ru/wp-includes/template-loader.php(106): include() #1 /home/sup/sites/super-blackmask.ru/wp-blog-header.php(19): require_once('/home/sup/sites...') #2 /home/sup/sites/super-blackmask.ru/index.php(17): require('/home/sup/sites...') #3 {main} thrown in /home/sup/sites/super-blackmask.ru/wp-content/themes/newsup/single.php on line 78